О том, каким компания видит свой завтрашний день, журналу «Эксперт» рассказала
заместитель генерального директора «Норникеля» по социальной политике и связям с общественностью Лариса ЗЕЛЬКОВА.
– Наверное, главное, что сейчас подверглось переосмыслению, это наше отношение к собственным работникам. На протяжении всей своей истории «Норильский никель» работал в парадигме «план любой ценой». Потребовалось довольно продолжительное время и серьезная встряска кризисами, чтобы компания вплотную подошла к пониманию того, что помимо залежей руды и средств на счетах есть еще один важнейший капитал, в который тоже можно и нужно вкладывать средства. Это люди. И мы надеемся, что наша эпоха, если можно так сказать, будет эпохой не только эффективности ради эффективности, но и временем, когда люди (в том числе работающие в компании) станут одной из главных ценностей, одним из главных капиталов, главных источников этой эффективности.
— Что понимается под инвестициями в человеческий капитал?
|
Лариса Зелькова |
– Человеческий капитал — это способ управления людьми, который позволяет делать бизнес эффективным. Компания должна заботиться о своих сотрудниках, инвестируя деньги, время и разные виды других ресурсов, которые позволяют работникам активно развиваться и быть инструментом достижения бизнес–целей. Это потребовало от нас принципиально новых подходов в социальной политике. Не только в отношении работников, но и в плане развития территорий, на которых работает компания. В первую очередь — Норильска. Так, мы перешли от шефской помощи к конкурсным и грантовым программам распределения средств на социальные проекты. Ежегодно количество их участников возрастает. Мы нацелены на развитие партнерских отношений с региональной властью в проектах развития наших городов. Важный акцент благотворительных программ компании — поддержка коренных малочисленных народов Севера. Для их развития необходимо менять экономическую среду так, чтобы сами народы имели возможность развивать свои традиционные промыслы. Кроме того, мы всерьез занялись вопросами экологии тех мест, где мы работаем, ведь здоровая среда обитания — это сегодня один из основных факторов роста человеческого капитала.
— А где вы берете кадры? И есть ли у вас с ними какие–либо проблемы?
– С одной стороны, у «Норильского никеля» всегда было привилегированное положение на рынке труда, потому что компенсационный и социальный пакет, который компания предлагала, еще с советских времен был очень привлекательным. Мы стараемся поддерживать соответствующий уровень, потому что это очевидный способ привлечь в компанию квалифицированных людей. Откуда мы берем кадры? Большинство — это приезжие, хотя сегодня в нашей компании работают люди, родившиеся в Норильске, дети комсомольцев, прибывших сюда в 1970–е.
— Но как все–таки вы ищете людей?
– Мы активно привлекаем рабочих по востребованным у нас специальностям и делаем это в основном в сибирском регионе. Также в Норильске и на Кольском полуострове есть отделения нашего корпоративного университета, задача которого — повысить профессиональные навыки принимаемых на работу людей до стандартов, принятых на наших предприятиях. Это не высшее учебное заведение, а специальный учебный центр, оснащенный всем необходимым для формирования рабочих навыков и переобучения.
Безусловно, нам было бы проще брать на рынке труда готовых профессионалов, сертифицированных рабочих четвертого–пятого разрядов разных специальностей. Но поскольку такого рынка в какой–то момент не стало, мы были вынуждены создать свою систему подготовки.
У компании есть много соглашений с профильными техническими университетами. Не скрою, нам приходится прилагать массу усилий, чтобы обучающаяся там молодежь рассматривала Норильск в качестве места своей будущей работы. Мы говорим не только о выгодном предложении от работодателя, но и о возможности получить уникальный опыт. Такой концентрации инженерного опыта, как в Норильске, больше нет нигде в России. В этом смысле любой начинающий инженер или рабочий получает не только сумму уникальных навыков, которые высоко котируются в отрасли, но и дополнительную квалификацию в виде опыта работы в сложных природно–климатических условиях.
Для молодых сотрудников в компании предусмотрены различные формы компенсаций — от стипендий до подъемных средств на переезд и обустройство. В этом году «Норникель» достраивает новое современное общежитие для молодых специалистов. Это наш новый опытный проект. И мы хотим развивать сферу служебного жилья. Ведь в том числе из–за отсутствия рынка арендного жилья в стране нет мобильности рабочей силы.
Еще одна серьезная проблема, которую мы скоро должны решить, — это доступ к Интернету. В Норильске Интернет только спутниковый, и качество его оставляет желать лучшего. Но вы представляете, какое значение для современных молодых людей имеет Интернет? На красноярском форуме несколько лет назад был утвержден проект прокладки в город оптоволокна, но теперь стало ясно, что, если мы хотим получить качественный Интернет, этим надо заниматься самим. Решение уже принято, и через полтора года кабель должен быть проложен.
— То, что вам приходится работать в основном на Севере, накладывает какой–то отпечаток на корпоративный стиль управления?
– Действительно, у «Норильского никеля» есть одна уникальная черта, объяснимая исключительно особенностями мест, где мы работаем. В нашей жизни всегда есть место подвигу. Работа в таких условиях, конечно же, регламентирована, стандарты и правила очень жесткие. Но жизнь бывает настолько непредсказуемой... Приведу в качестве примера совсем недавний январский случай. Штормовой ветер и обильный снегопад привели к тому, что линия электропередачи, соединяющая Дудинку с нашей энергосистемой, на двенадцать часов была выведена из строя. Дудинка осталась без электричества, а на улице минус тридцать. Своих сил, чтобы устранить аварию, дудинцам не хватало. Тогда «Норникель» направил более сотни ремонтников, которые, ударно отработав более суток, помогли городу справиться с ситуацией.
Замечу, что в Дудинке у компании нет производств, есть лишь собственный причал. Но работая и живя на Севере, люди должны быть готовы прийти на помощь соседу, и это вырабатывает две важные черты характера. С одной стороны, это готовность к поступку, который не описан регламентом и требует от тебя определенной доли мужества, а с другой — понимание значимости товарищеской помощи в трудную минуту. Именно поэтому северная дружба оказывается очень прочной, а о людях, которые работали на Севере, мы говорим, что у них в биографии есть «норильский след».
По материалам журнала «Эксперт» от 23 февраля 2015 г
No comments:
Post a Comment